Постсоветское пространство

Постсоветское пространствоТем не менее китайские нефтяные концерны активно работают на постсоветском пространстве, зачастую неся высокие экономические издержки ради обеспечения национальной энергетической безопасности. Так, в январе 2003 г. КННК перекупила 63% акций Гобустанского нефтяного месторождения на западном побережье Каспийского моря, принадлежащего Азербайджану — одному из старейших мировых экспортеров нефти. Но наибольший интерес у китайских нефтяников и газовиков вызывают практически нетронутые ресурсы восточной части Каспийского моря, принадлежащие Казахстану и Туркменистану. В июне 1997 г. в ходе международного аукциона, проводимого правительством Казахстана, КННК приобрела 60% акций казахстанской корпорации«Актобемунайгаз», владеющей тремя крупными месторождениями Ак — тюбинского нефтяного бассейна на северо-западе страны. В условия контракта входили: обслуживание долговых обязательств компании на сумму 71 млн долл. США, социальное обеспечение сокращаемого новыми владельцами наемного персонала, осуществление мер по защите окружающей среды и оплата лицензии на разработку недр, включая аванс в размере 320 млн долл. США.

Первый проект предполагает реконструкцию существующих нефтепроводов на севере Ирана, строительство дополнительных ответвлений из Казахстана, Туркменистана и, возможно, Азербайджана и соединение их с нефтепроводной сетью Южного Ирана. В результате должна сформироваться транскаспийская система трубопроводов общей длиной 1500 км, с выходом к северо-восточному берегу Персидского залива в районе о. Харг. Однако заинтересованность Тегерана, Астаны и Ашхабада в осуществлении этого замысла наталкивается на резкое неприятие данного маршрута со стороны США. В итоге компромиссным вариантом, своего рода «программой-минимумом», стало строительство нефтепровода длиной 320 км, ведущего от небольшого транспортного узла Нека на севере Ирана к тегеранским нефтеперерабатывающим предприятиям. Предполагается, что после окончания строительства сырая нефть, добытая КННК в Казахстане, будет направляться в Тегеран для переработки, а взамен Иран будет отгружать в Китай собственную нефть через порты в Персидском заливе. Для Китая данный проект представляет несомненный интерес, в том числе и с точки зрения его инвестиционных намерений в Иране, но он не решает главной задачи — снижения рисков от транспортировки нефти морем. Второй проект связан с предполагаемым строительством нефтепровода длиной 1600 км, ведущего из Южного Туркменистана через Афганистан и Пакистан к северному берегу Аравийского моря. Этот проект активно лоббируется Исламабадом и пользуется поддержкой США, однако перспективы и сроки его реализации остаются неопределенными в связи с политической нестабильностью в Афганистане. Данный маршрут позволил бы укрепить энергетическую безопасность Китая в случае сооружения дополнительной ветки нефтепровода Афганистан — Синьцзян или Пакистан — Синьцзян. Третий проект предполагает прокладку нефтепровода в восточном направлении, из Северо-Западного Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР — крупный нефтеперерабатывающий центр страны, обладающий достаточными производственными мощностями для того, чтобы принимать импортное сырье.

Похожие записи

  • 09.12.2014 Опыт двустороннего сотрудничества Опыт двустороннего сотрудничества НАТО со странами Центральной Азии получил качественное развитие после начала операции в Афганистане. В январе 2002 г. страны НАТО достигли договоренностей […]
  • 21.11.2014 Импорт Японии Как следует из Табл. 2, страны региона в целом, по данным на 2002 г., более чем на треть зависят от импорта первичных источников энергии. Учитывая внутрирегиональные поставки угля из Китая […]
  • 17.11.2014 Мощности мира Около 60% производственных мощностей мира находятся в зоне примерно 100 км от побережья. Для Восточной Азии это утверждение также вполне справедливо. Справедливо и другое: усиленная […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *