Программа сотрудничества

Программа сотрудничестваПоследний октябрьский 2004 г. визит генсека НАТО Я. Схеффера, посетившего пять государств Центральной Азии, показал, что Брюссель намерен расширять партнерство со странами региона, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В целом к началу 2005 г. представители НАТО подтвердили заинтересованность в развитии индивидуальных программ сотрудничества с каждой из стран Центральной Азии в рамках таких общих проектов, как «Партнерство ради мира», «Безопасность через науку», «Процесс планирования и анализа», «Концепция оперативного потенциала». Они ориентированы на включение участников в совместные миротворческие проекты, военно-техническое сотрудничество, а в итоге предполагают достижение оперативной совместимости военных подразделений. При этом традиционные направления дополняются связями с местными интеллектуальными элитами. Еще одним новым моментом эволюции центральноазиатской политики НАТО на рубеже 2004—2005 гг. стал повышенный интерес к сотрудничеству с Таджикистаном и Туркменистаном, который официально обосновывается задачами поддержки пребывания контингента НАТО в Афганистане.

Хотя декларируемые альянсом на современном этапе инициативы носят вполне конструктивный характер, а его партнеры проявляют заинтересованность в продолжении сотрудничества, необходимо учитывать, что шаги по построению в Центрально-Азиатском регионе модели безопасности евроатлантического типа, ограничены по масштабам и не создают достаточных гарантий защиты от многих реальных вызовов. В то же время попытки их форсирования приводили, как в 90-е годы, так и позднее, к торможению общей стратегии партнерства.

Таким образом, к середине нынешнего десятилетия блок НАТО определил главные параметры укрепления своего военного присутствия в Центральной Азии на долгосрочную перспективу. Заметную роль в развитии его планов играют и заявления, некоторых центральноазиатских лидеров о желательности пребывания американских сил. Однако укрепление военно-политического присутствия НАТО в Центральной Азии достаточно сложный процесс, который определяется многими факторами. На уровне двусторонних отношений с центральноазиатскими странами России удалось выстроить стратегический баланс с НАТО в Казахстане и Кыргызстане, где была восстановлена авиабаза в Канте. В Таджикистане Россия приступила к реорганизации своего присутствия, но не намерена его сворачивать. На многостороннем уровне баланс обеспечен региональными позициями ОДКБ. Одновременно с развертыванием антитеррористических структур ШОС НАТО получает в их лице нового активного участника региональной политики, который в ряде вопросов способен стать его конкурентом. Поэтому как в краткосрочной, так и более длительной перспективе НАТО не может выступать в качестве силы, доминирующей в системе центральноазиатской безопасности, а поддержание уровня его влияния будет самым существенным образом зависеть от других региональных «игроков».

Похожие записи

  • 27.10.2014 Работа организации Важное место в работе организации занимает и борьба с возможными перебоями в поставках сырья, что часто используют в качестве рычагов влияния страны-экспортеры. С самого начала в рамках […]
  • 27.10.2014 Перспективы центральноазиатской политики Перспективы центральноазиатской политики НАТО, особенно в свете решений саммита ШОС 2005 г. в Астане вряд ли могут быть оценены однозначно. Их относительная результативность обусловлена […]
  • 02.11.2014 Межправительственное соглашение Межправительственное соглашение между Россией и Индией, в соответствии с которым индийская компания ONGC Videsh приобрела 20% акций дочерних компаний ОАО «Роснефть», ведущих работы на […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *